Совсем-совсем недавно не на глаза попалась новость о том, что компания «Триколор ТВ» отказалась-таки от планов по переводу в ближайшее время на платную основу услуги спутникового Интернета. Судя по официальным данным "в существующих условиях сервис не будет доходным". А с момента запуска спутникового Интернета в тестовый режим в феврале прошлого года к услуге подключились 17 тыс. абонентов, около 4 тыс. из них считаются активными. Казалось бы - громкий и заслуженный провал? Но нет - "За год к нам пришло понимание этого рынка, и сейчас у нас нет цели скорейшей монетизации услуги", — отмечает гендиректор компании «Триколор ТВ» Вячеслав Мордачев. Очень интересная позиция, чем-то похожая на бесплодное оправдание усилий, которые были явно затрачены не в том направлении.
На самом деле, все было несколько по-другому. Поскольку тема меня заинтересовала, я позвонил и написал двум вполне продвинутым источникам, которые выдали мне следующую картину. В 2008-ом году, когда в "Триколор ТВ" была зафиксирвоана идея о развитии пусть одностороннего, но спутникового интернета, они вели переговоры о приобретении компании "Радуга Интернет", для которой тот сегмент бизнеса, а вовсе не спутниковое ТВ, является основным. Причем, именно этот оператор в этом сегменте рынка достиг наивысших результатов - хорошая линейка тарифных планов, хорошо работающий спутниковый модем DiBox Lite. По различным причинам сделка не состоялась, но отступать в "Триколор ТВ" не захотели и сделали "финт ногами", сманив к себе (на вполне хороших условиях) несколько сотрудников из "Радуги Интернет". Основная задача, поставленная перед рабочей группой - скопировать спутниковый модем, коробку, "один к одному" за год и запустить все в работу. Учитывая развитые технологии китайских сборщиков, клон спутникового модема, работающий с определенными проблемами, но все-таки работающий, они получили. Но вот систему шейпинга канала (обычно используется как средство ограничения максимального потребления трафика со стороны узла сети) скопировать так и не смогли. Поэтому система в "Триколор ТВ" "не сможет грамотно выставлять приоритеты и гарантировать абоненту хоть какое-то надежное качество загрузки информации из сети Интернет".
Итого, действия "Триколор ТВ" рынок одностороннего спутникового интернета у нас в стране подрубили напрочь - в "Радуге Интернет" пробовали копировать безлимитные и бесплатные предложения "Триколор ТВ", но особенно в этом не преуспели (бизнес-кейс и окупаемость просто не складывались). "Триколор ТВ" же, порушив рынок остальным, выбросил на ветер значительные инвестиции, а цели так и не достиг - ну что такое 4 тыс. абонентов на всю Россию? У любой региональной локалки больше.
По сути, у "Триколор ТВ" сейчас нет какой-либо услуги по загрузке информации из Сети через спутник. Нет никакого QoS, поэтому потребителю непонятно, за что можно платить деньги. Получать доступ по схеме "как пойдет - и то хорошо" готовы далеко не все абоненты, а уж платить за это деньги вряд ли возможно в принципе.
По идее, схему с "односторонним спутниковым" вполне могут "прожевать" операторы "Большой тройки" и "СкайЛинк" (читай "Ростелеком"). Обеспечить обратный канал для запросов они могут, решится на льготные ценах на передачу данных - тоже, как и договорится на аренду емкости на зарубежных спутниках, которые "подсвечивают" Россию. В итоге получится вполне себе нишевая услуга для отдаленных регионов, где сети операторы "Большой тройки" и так открывают по принципу UMTS+VSAT - на каждые пару-тройку БС ставится по одному терминалу VSAT, чтобы обеспечить передачу, в основном, голоса через беспроводные сети.
|